• Валерия Кучерова

Системы обучения чтению: Жукова VS Зайцев


Любая система приносит результаты. Главное - оставаться последовательным и не менять "коней на переправе". Это относится, в том числе, и к методам обучения чтению дошкольников.

Среди наших друзей и знакомых первой по популярности и восторженным отзывам является система Жуковой. Мамы говорят, что обучение по Жуковой далось их детям легко. Это вполне объяснимо. Букварь Жуковой - логопеда по роду деятельности - логичен в отношении структуры русского языка. Он строится на последовательности изучения звук-буква-слог-слоги-слова-предложение. Русский язык не изобилует словами в которых произношение значительно отличается от написания, а даже если такое слово прочитать точно по буквам, например "солнце", а не "сонце", "корова", а не "карова", то смысл слова не искажается. То есть Жукова хороша, потому что она в первую очередь "родная", во вторую - логична и, самое главное, такое же звуко-буквенное обучение чтению в дальнейшем используют педагоги начальной школы. Но эта система впоследствии затрудняет изучение иностранных языков, например. немецкого или английского, где написание сильно отличается от произношения, а от произношения зависит смысл слова. Кроме того, основным пособием является букварь Жуковой, второстепенным - магнитная азбука. То есть, ребенок будет учиться читать, сидя за книгой, что не очень то полезно для детского здоровья.

А что представляет из себя методика Зайцева? Метод этот создавался им при обучении русскому языку иностранцев. Эта система тоже логична, но уже не в отношении структуры языка, а в отношении механики овладения речью. В процессе овладения речью этап произношения отдельных звуков оканчивается месяца в 2-3 (гуление). Далее ребенок начинает "лепетать" - лепет отличается тем, что ребенок содиняет гласные и согласные в "слоги". И ведь правда, мы не разговариваем с ребенком отдельным звуками. Он слышит сочетания гласных и согласных и подражает. Вот и Зайцев обучает чтению по складам: (ма-ма, ще-нок). Склады написаны на специальных кубиках, цвет, форма и погремушка внутри которых являются подсказкой, как этот склад будет звучать - глухо или звонко. Чем хорош Зайцев? Читать ребенок учится быстрее. Система работает для детей с ограниченными возможностями. Кроме того, обучение по данной системе, в которой основным пособием являются кубики, а второстепенным настенные таблицы, происходит в движении. Дети встают, подходят к таблице, перемещаются по комнате. Кубики и буквы на них достаточно крупные, ребенку не приходится напрягать зрение. Так что система Зайцева бережно относится к детскому здоровью. В данном методе, правда, дети не задумываются о морфологии и происходжении слова. И в школе методику Зайцева не дают, так что ребенку придется переучиваться.

Использовать две системы обновременно нельзя. А вообще, как я уже говорила, система работает, главное быть системным и не изменять ей. Я, кстати, читаю с 2,5 лет.

#раннееразвитие #развитие #интересно #чтение

Просмотров: 100