• Кучерова Валерия

О том, почему мы сказали "нет" самой Марии Монтессори.


Они были прекрасны, пособия для монтессори класса. Дорогие, яркие, из дерева. Заманчивая идея обучающей среды решала множество проблем - нам не нужно было искать педагогов ярких личностей или талантливых методистов. Не нужны были в этом случае и долгие собеседования с выяснением причин ухода с предыдущего места работы, и тестирование на стрессоустойчивость. Нужен был монтессори-педагог и пособия. Все. Вот так просто.

Метод Монтессори обещал, что все остальное ребенок сделает сам. Сам заинтересуется, сам захочет сделать и сам научится (педагог только ненавязчиво создаст условия и покажет-подтолкнет). В результате ребенок вырастет в творческую и независимую личность. А так как творчество - есть по Мотессори счастье, то ребенок неизбежно будет счастливым. Казалось бы, это все про нас. И развитие творчества, и выращивание из ребенка "homo happiest". И все же мы сказали нет этой интересной и очень распространеннной педагогической технологии. И вот почему. Кстати, Мария Монтессори не сразу написала методику, а создавала свой метод путем проб и ошибок. Запомните, пожалуйста, эти слова - "проб и ошибок".

Ниже изложены положения метода Монтессори (см. источник) и кое-какие наши сомнения.

  • Ребенок активный. Роль взрослого непосредственно в акции обучения вторична. Он помощник, а не наставник.

Имитация и импринтинг - это механизмы, которые позволяют обучаться животным ну и, естественно, человеку. Имитация остается одним из самых эффективных методов обучения на всю оставшуюся жизнь.