О том, почему мы сказали "нет" самой Марии Монтессори.

Они были прекрасны, пособия для монтессори класса. Дорогие, яркие, из дерева. Заманчивая идея обучающей среды решала множество проблем - нам не нужно было искать педагогов ярких личностей или талантливых методистов. Не нужны были в этом случае и долгие собеседования с выяснением причин ухода с предыдущего места работы, и тестирование на стрессоустойчивость. Нужен был монтессори-педагог и пособия. Все. Вот так просто.
Метод Монтессори обещал, что все остальное ребенок сделает сам. Сам заинтересуется, сам захочет сделать и сам научится (педагог только ненавязчиво создаст условия и покажет-подтолкнет). В результате ребенок вырастет в творческую и независимую личность. А так как творчество - есть по Мотессори счастье, то ребенок неизбежно будет счастливым. Казалось бы, это все про нас. И развитие творчества, и выращивание из ребенка "homo happiest". И все же мы сказали нет этой интересной и очень распространеннной педагогической технологии. И вот почему. Кстати, Мария Монтессори не сразу написала методику, а создавала свой метод путем проб и ошибок. Запомните, пожалуйста, эти слова - "проб и ошибок".
Ниже изложены положения метода Монтессори (см. источник) и кое-какие наши сомнения.
Ребенок активный. Роль взрослого непосредственно в акции обучения вторична. Он помощник, а не наставник.
Имитация и импринтинг - это механизмы, которые позволяют обучаться животным ну и, естественно, человеку. Имитация остается одним из самых эффективных методов обучения на всю оставшуюся жизнь.
Ребенок сам себе учитель. Он имеет полную свободу выбора и действий.
Да, конечно. Но позвольте уточнить, свободу в рамках созданной вокруг ребенка среды? А точно ли среда соответствует требованию максимальной вариативности и позволяет попробовать все возможные направления реализации способностей ребенка? Говоря примитивно, а если какое-то пособие (не дай бог!) забыли купить?
Дети учат детей. Поскольку в группах занимаются дети разного возраста, старшие дети «становятся» учителями, при этом учатся заботиться о других, а младшие тянутся за старшими.
См. предыдущие сомнения. Чему может научить уже ограниченный в реализации своих способностей ребенок? Не приведет ли такое обучение к умножению ошибки?
Дети принимают самостоятельные решения.
Что значит самостоятельные? Самостоятельные под влиянием старших детей? Или педагог "очищает" сознание детей от наносного?
Занятия проходят в специально подготовленной среде.
Да, согласны, но все ли учреждения, заявляющие о том, что работают по Монтессори, способны создать такую среду? Есть ли у родителей возможность это проверить?
Ребенка нужно заинтересовать, а развиваться он будет сам.
Механизмы возникновения интереса до сих пор полностью не изучены.
Полноценное саморазвитие, как следствие свободы в действиях, мышлении, чувствах.
Тут возразить нечего, за исключением того, что врядли вы отличите свободный выбор ребенка от навязанного ему старшим ребенком или учителем, см. выше про имитацию и импринтинг.
Ребенок становится самим собой, когда мы следуем указаниям природы, а не идем против них.
Да, однако психика ребенка настолько пластична, а направлений для реализации таланта у ребенка зачастую бывает множество, поэтому непонятно, где начинаются и кончаются "указания природы".
Уважение к детям — отсутствие запретов, критики и указаний.
Да? Так просто? :)
Ребенок вправе ошибаться и доходить до всего сам.
Это право есть и у ребенка, и у взрослого. И даже у Марии Монтессори, которая создавала свой метод путем проб и ошибок. И тут у нас как раз возник вопрос, раз она вела экспериментальную деятельность, то наверняка где-то описаны результаты экспериментов. Ну или последователи Марии могли бы провести эти эксперименты и описать результат: "Экспериментально доказано, что дети, обучавшиеся по методу Монтессори, в среднем свободнее, счастливее и креативнее сверстников на ХХ %." Но на текущий момент нам не удалось отыскать такого рода информации.