• Кучерова Валерия

О том, почему мы сказали "нет" самой Марии Монтессори.


Они были прекрасны, пособия для монтессори класса. Дорогие, яркие, из дерева. Заманчивая идея обучающей среды решала множество проблем - нам не нужно было искать педагогов ярких личностей или талантливых методистов. Не нужны были в этом случае и долгие собеседования с выяснением причин ухода с предыдущего места работы, и тестирование на стрессоустойчивость. Нужен был монтессори-педагог и пособия. Все. Вот так просто.

Метод Монтессори обещал, что все остальное ребенок сделает сам. Сам заинтересуется, сам захочет сделать и сам научится (педагог только ненавязчиво создаст условия и покажет-подтолкнет). В результате ребенок вырастет в творческую и независимую личность. А так как творчество - есть по Мотессори счастье, то ребенок неизбежно будет счастливым. Казалось бы, это все про нас. И развитие творчества, и выращивание из ребенка "homo happiest". И все же мы сказали нет этой интересной и очень распространеннной педагогической технологии. И вот почему. Кстати, Мария Монтессори не сразу написала методику, а создавала свой метод путем проб и ошибок. Запомните, пожалуйста, эти слова - "проб и ошибок".

Ниже изложены положения метода Монтессори (см. источник) и кое-какие наши сомнения.

  • Ребенок активный. Роль взрослого непосредственно в акции обучения вторична. Он помощник, а не наставник.

Имитация и импринтинг - это механизмы, которые позволяют обучаться животным ну и, естественно, человеку. Имитация остается одним из самых эффективных методов обучения на всю оставшуюся жизнь.

  • Ребенок сам себе учитель. Он имеет полную свободу выбора и действий.

Да, конечно. Но позвольте уточнить, свободу в рамках созданной вокруг ребенка среды? А точно ли среда соответствует требованию максимальной вариативности и позволяет попробовать все возможные направления реализации способностей ребенка? Говоря примитивно, а если какое-то пособие (не дай бог!) забыли купить?

  • Дети учат детей. Поскольку в группах занимаются дети разного возраста, старшие дети «становятся» учителями, при этом учатся заботиться о других, а младшие тянутся за старшими.

См. предыдущие сомнения. Чему может научить уже ограниченный в реализации своих способностей ребенок? Не приведет ли такое обучение к умножению ошибки?

  • Дети принимают самостоятельные решения.

Что значит самостоятельные? Самостоятельные под влиянием старших детей? Или педагог "очищает" сознание детей от наносного?

  • Занятия проходят в специально подготовленной среде.

Да, согласны, но все ли учреждения, заявляющие о том, что работают по Монтессори, способны создать такую среду? Есть ли у родителей возможность это проверить?

  • Ребенка нужно заинтересовать, а развиваться он будет сам.

Механизмы возникновения интереса до сих пор полностью не изучены.

  • Полноценное саморазвитие, как следствие свободы в действиях, мышлении, чувствах.

Тут возразить нечего, за исключением того, что врядли вы отличите свободный выбор ребенка от навязанного ему старшим ребенком или учителем, см. выше про имитацию и импринтинг.

  • Ребенок становится самим собой, когда мы следуем указаниям природы, а не идем против них.

Да, однако психика ребенка настолько пластична, а направлений для реализации таланта у ребенка зачастую бывает множество, поэтому непонятно, где начинаются и кончаются "указания природы".

  • Уважение к детям — отсутствие запретов, критики и указаний.

Да? Так просто? :)

  • Ребенок вправе ошибаться и доходить до всего сам.

Это право есть и у ребенка, и у взрослого. И даже у Марии Монтессори, которая создавала свой метод путем проб и ошибок. И тут у нас как раз возник вопрос, раз она вела экспериментальную деятельность, то наверняка где-то описаны результаты экспериментов. Ну или последователи Марии могли бы провести эти эксперименты и описать результат: "Экспериментально доказано, что дети, обучавшиеся по методу Монтессори, в среднем свободнее, счастливее и креативнее сверстников на ХХ %." Но на текущий момент нам не удалось отыскать такого рода информации.

#интересно #педагогика #монтессори #развитие

Просмотров: 30