• Кучерова Валерия

Интеллект - это...


Что же это за чудо такое - интеллект? И почему его надо развивать? Какую роль играет в его развитии дошкольный период?

Давайте вернемся к началу. К точному определению. Нестройных хор интернетовских ссылок на тему интеллекта и отсутствие точного понимания у обывателей этого понятия сподвигли меня на размышления. Все нижесказанное - не истина в последней инстанции, но то, как мы это видим и внедряем в нашем центре.

Итак, о простых познавательных психических процессах довольно внятно нам рассказывают учебники по общей психологии - это ощущение, восприятие, мышление, внимание, память, воображение, речь. Мы решили, что будем называть интеллектом высший психический познавательный процесс, опирающийся на простые. Интеллект - это способность воспринимать, усваивать информацию, использовать ее в неизменном виде. А высокий интеллект - способность к высшему познавательному процессу. Выражается в повышенных скорости и объеме потребления информации, повышенном уровне качества ее усвоения. То есть, при высоком интеллекте вы не просто быстро познаете, много знаете, можете применять полученную информацию в неизменном виде, но и самостоятельно на основе полученной информации получаете новые знания.

Пример из жизни нашего центра. Занятия по окружающему миру. Тема растительный мир.

Артем (5,5 лет) узнает, что в растения дышат. Артем также узнает, что в растениях есть пигмент хлорофилл, который помогает растению дышать. На следующем занятии, просматривая видео, где растеня-хищники ловят насекомых, Артем замечает, что они тоже находятся в почве, и кроме жуков им также нужна вода, солнце для питания и дыхания. Это проявление интеллекта.

На другом занятии, рассматривая плесень, выращенную без солнца, почвы и воздуха в контейнере, Артем задает вопрос, который относится к сфере высокого интеллекта: "А плесень - это растение?" . Нет, плесень - это гриб.

Существующая в последнее время тенденция разделять интеллект на виды (эмоциональный, ментальный, финансовый, социальный и т.д.) может и интересна с точки зрения облегчения его диагностики, но увы, уводит нас от сути понятия. Ребенок, мол, музыкальным интеллектом обладает, а математическим нет. Предлагаю популизмом не заниматься и признать: есть люди с высоким интеллектом, способные обрабатывать информацию во многих областях, а всё остальное, пардон за каламбур, высоким званием "высокий интеллект" называться не дОлжно.

Итак, резюмируем. Когда в нашем центре педагог говорит "развиваем интеллект", он имеет ввиду:

1) развитие способности быстро и качественно усваивать знания из любой сферы;

2) развитие навыков применения полученных знаний на занятиях и в жизни;

3) развитие навыков мышления, позволяющих применить знания в ситуациях, которые напрямую не связаны с этими знаниями.

Почему дошкольный период очень важен для развития интеллекта? Вы знаете, что процесс получения ребенком-дошкольником знаний связан с памятью более чем на 90%. То есть, для ребенка обучение - это прежде всего вспоминание. Также вы знаете, что процесс интенсивного образования нейронных связей в мозге оканчивается примерно в 3-4 года. То есть, если вы хотите, чтобы способности к интеллекту были высокими, нужно "нагрузить" мозг ребенка "работой" - всевозможной информацией. И тогда мы получаем малыша, для которого освоить танец, пение, чтение, рисование, прыжки в воду в этот и последующие возрастные периоды - не стоит особого труда, ведь его мозг и тело приучены к поглощению и обработке больших объемов самой разной информации.

Еще один аспект, без которого развитие высокого интеллекта невозможно - критическое мышление. А критически к получаемым знаниям ребенок относится либо в период задавания вопросов, то есть в 3-4 года, либо уже в подростковом возрасте. Между этими периодами ребенок принимает практически любые слова взрослого на веру. Вы же не сможете оградить ребенка от потоков глупостей, которые валятся на него с экранов телевизоров, неграмотных учебников и из других источников, пусть высокий интеллект послужит ему надежным барьером.

#системаКучеровой #раннееразвитие #интеллект #развитие

0 views