• Кучерова Валерия

Чем хорошее развивающее занятие отличается от посредственного


Для чего вообще детей водят на развивающие занятия? Вот только несколько целей: общение со сверстниками, воспитание усидчивости и развитие дисциплинарных навыков, развитие интеллекта и эмоционального интеллекта - это очевидные вещи. Есть еще несколько неочевидных плюсов, о которых редко задумываются родители: развитие мотивационной и волевой сферы, формирование системных знаний об окружающем мире, углубленное изучение некоторых предметов, о которых у родителей может не быть представления (например, музыка, ИЗО), формирование интереса к процессу обучения, методически верный подход к формированию знаний и навыков (например, мало кто знает, как правильно держать карандаш или ручку, чтобы рука не уставала). Но все эти плюсы от разивающих занятий доступны не всегда.

Ниже мы описали 5 пунктов, на которые нужно обратить внимание при выборе развивающего центра.

1. Как учитывается уровень психического развития группы.

Периодизация развития разнится в разных психологических школах (Выгодский/Эльконин, Эриксон, Пиаже, Фрейд и.т.д.). Эта разница зависит от того, какие детерминанты выделяет та или иная школа для описания процесса развития. Соответственно, должно присходить распределение детей в группы по возрастам. И если у Эриксона возможно объединить детей в группу от 1 до 3 лет, так как он выделяет для этого возраста стадию сенсомоторного интеллекта и не признает ведущей роли обучения в этом периоде, то по Эльконину это невозможно, так как у некоторых детей еще идет период младенчества с ведущей деятельностью "эмоциональное общение со взрослым", а у части детей уже сформировалась стадия раннего детства с предметно орудийной ведущей деятельностью, но не разитой речью, а у еще группы детей речь уже достаточно развита. Таким образом, основные типы заданий на развивающем занятии должны быть направлены на развитие у ребенка уже сформированного новообразования (умения или навыка). Можно включать в занятие задания предвосхищающие навык, но эффективны они будут только если ребенок к ним "готов", то есть, стадия формирования уже началась.

Вывод: разнородный с точки зрения детерминант развития состав группы снижает эффективность обучения. Конечно, мне могут возразить коллеги, что ничто не мешает педагогу учесть индивидуальные способности ребенка. Осюда возникает следующий тезис.

2. Количественный состав группы.

8-10 человек на занятии вряд ли позволит выстроить индивидуальный подход, особенно, если это не каждодневные занятия. Возможен такой подход в малой группе и то при условии системного подхода (дневников наблюдения, частых и глубоких бесед с родителями, регулярных мониторингов и т.д.). Если ребенку нужен индивидуальный подход, а не просто взаимодействие со сверстниками (которое тоже важно) в рамках общего вектора развития, то лучше начать занятия в малой группе.

3. Содержание занятия.

Как мы уже выяснили, в составе занятия должны быть упражнения на:

1. Выбранные детерминанты развития (например, на развитие речи). Эти упражнения обязательно должны быть вписаны методически в уровень психического развития ребенка. Например, развивать речь можно в сюжетно-ролевой игре (для более старшего возраста) или в предметно-орудийной игре (для малышей) или даже возможно во взаимодействии со значимым взрослым (для совсем маленьких).

2.Мелкую и крупную моторику.

3. Взаимодействие со сверстниками, взрослыми и эмоциональный интеллект.

Мы бы еще включили в этот список задания на сенсорное развитие и как самостоятельные, и как дополняющие пункты 1-3.

4. Методики.

Методики и системы - тут все определяет ваш "вкус и цвет", методик множество и направлены они на решение различных педагогических вопросов. Важно помнить, что методика работает, только если она применяется системно. Сочетать методики тоже можно, но если они применяются в неизменном виде, и/или имеют разные цели. Иначе это уже не авторская методика, а вольная трактовка педагога.

5. Обратная связь.

Всем интересно получить максимальный результат от прохождения курса развивающих занятий. Без обратной связи это вряд ли возможно. Виды обратной связи:

1) Мониторинг навыков - проводится на регулярной основе или в начале и конце курса;

2) Беседы педагога и родителя;

3) Дневники наблюдений;

4) Дневники с оценками;

5) Контрольные занятия;

Наверняка есть и другие. Важно, чтобы применялся хотя бы один, а лучше 2-3 вида обратной связи.

#развитие

Просмотров: 62

© 2015 -2020 Мое счастье

Саратов

+78452257943

Присоединяйтесь
  • Instagram Social Иконка
  • Facebook Социальной Иконка
  • Vkontakte Social Иконка