• Валерия Кучерова

5 советов тем, кто хочет развивать ребенка самостоятельно.


Эти советы актуальны для занятий до 3 лет. Потому что дальнейшее развитие ребенка связано с получением навыков работы в группе. В соответствии с возрастной периодизацией основной ведущей деятельностью с 3 лет является ролевая игра, основной навык - выстраивание отношений, основная потребность - значимость в обществе, а, как вы понимаете, получать все эти навыки лучше во взаимодействии со сверстниками, иначе картина мира у ребенка будет искажена. Роль взрослого - направлять, объяснять, иногда играть, показывать ребенку что значимо для социума, а что нет. Но подменять собой социум... Хотя и такое я иногда встречаю.

Но сейчас не об этом, а о развивающих занятиях у себя дома.

1. Создайте развивающую среду.

До 3х лет развивающая среда - это среда, помогающая ребенку освоить предметно-орудийную деятельность. Что сюда включить? Список, конечно, может быть и длиннее, но точно не короче.

Мебель: столик и два стула, чтобы вы тоже могли сесть рядом, шкаф или стеллаж для игрушек, чтобы ребенок мог им пользоваться, доставать и убирать игрушки сам.

В свободный доступ: Всевозможные бизиборды (единственное, что меня пугает - это наличие на некоторых бизибордах тренажера-розетки), кубики (причем лучше, если в "кубики" войдут и другие формы: конусы, призмы, шары, цилиндры), крупный блочный конструктор, пирамидки (рекомендуется пирамидка, у которой отверстия в кольцах одинаковы, и стержень не конус), книжки-малышки, книжки с кнопками и звуками. Массажные шары, игрушки-каталки, погремушки, бубны, барабаны и колокольцы, свистульки, другие духовые. Игрушки (куклы-люди, животные, машины и т.д.).

В методический шкаф: Крупы (мы в центрах используем рис и под очень жестким контролем фасоль, еще манку для рисования пальчиками вместо песка). Пособия для игр с песком и водой. Для лепки - мягкий пластилин, кинетический песок, тесто (тесто прекрасно хранится в холодильнике). Краски пальчиковые, гуашь, акварель, восковые карандаши, кисточки (в этом возрасте подойдут и недорогие синтетические, номеров 6,9, 12). Сортеры, мозаика, пазлы, кубики с картинками, наборы картинок для составления рассказов, иллюстрации к сказкам, раскраски. Бумага и картон, ножницы для бумаги детские, клей-карандаши). Шнуровки, "лабиринты" и моталки. Комплекты игрушек "домашние животные", "дикие животные".

Лирическое отступление на тему пособий. Лично я стараюсь, чтобы изображения и игрушки были реалистичными или с небольшой степенью стилизации, чтобы абстрактное мышление развивалось, и еще хочется передат ь ребенку собственнный культурный код (я ведь росла на реалистичных иллюстрациях), чтобы потом лучше понимать друг друга, хотя это и не обязательно. Вот, к примеру, слоны.

Мне нравятся №1 и №3. Хотя слон без морщинок в машине из учебного пособия выглядит более современно.

Или вот еще иллюстрация, уже из другого пособия. Объяснить моему 2х-летнему ребенку, что то, что изображено на картинке - это свинья, при условии, что единственная свинья, которую он пока видел - это свинка Пеппа, было весьма проблематично.

Музыкальная среда: В вашем арсенале должны быть аудиосказки, детские песенки. Устройте так, чтобы ребенок мог бы вам показать, что он хочет их послушать, например, перед прослушиванием показывайте картинку из соответствующей сказки. Стилизованного Моцарта и других классиков лучше, на мой взгляд, не слушать. Ибо это уже не Моцарт. Если хотите, чтобы ребенок приобщался к классике, поищите вещи, написанные великими композиторами специально для детей.

Среда для физического развития (домашняя): Тут все просто, нужно пространство, где можно ползать, кувыркаться. Еще купите домик, а если есть возможность, то поставьте комплекс типа "ранний старт", желательно, с горкой.

2. Создайте систему.

Лучше всего при организации развивающих занятий воспользоваться какой-нибудь методикой, доказавшей свою эффективность, для которой есть дидактические материалы: книжки, рабочие тетради, диски. И, если уж определились с методикой, не отступайте от нее, потому что процесс освоения навыка - это процесс правильно выстроенных повторений. Не перегружайте малыша, занимайтесь до момента, пока он способен сосредоточиться, занятия в этом возрасте могут длится от 5 до 30 минут. Не переходите к другому заданию по книжке, пока ребенок не усвоит предыдущее, если только иное не сказано в вашей методичке. Периодически возвращайтесь к пройденному материалу.

3. Создайте режим.

Для занятий лучше отвести определенное время и определенные дни. Идеально, если у вас есть хотя бы приблизительный план занятий и представление, чего бы вы хотели достичь.

Лирическое отступление: всегда доделывайте поделки до конца, даже если ребенок больше не хочет заниматься. Доделайте поделку за него, чтобы ребенок видел итог и понимал, что у каждого действия должен быть результат.

4. Создайте синергетический эффект.

Лучше всего любой навык усваивается, если он встроен в быт, или другие занятия. Педагоги это называют межпредметные связи или синергетический эффект. "Мертвые знания" не интенсифицируют развитие. Можно выучить и китайский алфавит, только вот зачем, уж лучше выучить еще одно стихотворение, которое приведет к развитию родной речи и сооьветствующих связей в мозге.

5. Создайте игру.

Занятия - это игра. Да что там занятия, вся наша жизнь - игра (с). Научить ребенка радоваться жизни, ее урокам, новым знаниям можно только на личном примере. Поэтому не занимайтесь в плохом или раздраженном состоянии. Не создавайте негативных ассоциаций с занятиями. В идеале, ребенок вообще не должен отличать обучение от игры.

#раннееразвитие #развитие