• Кучерова Валерия

Можно ли управлять вниманием ребенка?


В эфире рубрика "Маленькие секреты по работе с маленькими детьми".

Хотя, если честно, это большие секреты, но мы с вами все равно поделимся. У нас еще есть.

Внимание ребенка до 3 лет такое непредсказуемое! Как и его эмоции, и реакции. То мы ревем 🌨, то злимся🌩, то хохочем 😂, то носимся как ветер🌪. Но иногда родителям ОЧЕНЬ нужно привлечь внимание ребенка и вовлечь его в какую-то деятельность вот прямо сейчас. Например, на развивающем занятии, за которое уже уплачено 😄 .

Почему управлять вниманием малыша так непросто? Мозг ребенка отличается от мозга взрослого. У ребенка до 3 лет идет интенсивное образование нейронных связей, их количество велико, практически равно количеству связей в мозге взрослого, но они, говоря популярным языком, не очень "крепкие". Как можно подчинить себе внимание в таком случае? У нас есть два реально рабочих средства.

Секрет №1. Наш помощник - эмоции. За них отвечает более древний участок мозга, чем тот, что отвечает за речь и логику. Поэтому, если вы будете разговаривать с ребенком слегка гиперболизируя свои эмоции (например, моя мимика во время занятий более активна, интонации утрированы, артикуляция тоже, можно и рожицу смешную скорчить), то первичное внимание вам гарантировано. Кроме того, это помогает понять ребенку, что вы тоже заинтересованы в его реакции и он охотнее идет на контакт. Если вы при этом еще и будете разговаривать с ребенком «на его высоте» глядя в глаза, то 90% успеха вам обеспечено. Эмоции — это химия педагогики.

Секрет №2. Повторяйте! Связи создаются и укрепляются не только за счет эмоций, но и за счет многократных повторений. Это касается как самих действий (каждый день в одно и то же время чистить зубы) так и их содержания (можно рисовать один и тот же пейзаж, или делать одну и ту же зарядку по утрам). Повторение может касаться и ваших действий. Бывало ли у вас что малыш во время кормления отворачивается от предложенной ему ложки? Или ему пора спать, а он вылезает из кроватки? Не ругайтесь, не повышайте голос. Просто повторите свое действие не меньше 15 раз: 15 раз поднесите ложку, или 15 раз спокойно верните его в кроватку. Больше можно, меньше — нельзя :). Если не сработает, отложите ненадолго процесс кормления или укладывания и повторите его через некоторое время. Уверяю вас, с каждым днем количество повторений будет уменьшаться. Повторение — это физика педагогики.

Секрет №3. У вас есть 5 минут. Потом ребенок скорее всего устанет и ему потребуется смена деятельности. Главное, чтобы вы сами были спокойны, не создавали для ребенка стрессовую ситуацию. Напоминаю, гормоны стресса как раз разрушают созданные ранее нейронные связи.


Просмотров: 61